Как сделать крыльцо из блоков своими руками

Театр начинается с вешалки. Это выражение знакомо, пожалуй, каждому человеку. И как театр с вешалки, так дом начинается с крыльца. Именно крыльцо является первым помещением, в которое попадает человек. Этот элемент здания может быть выполнен из различных материалов и разными способами, но одним из самых прочных и долговечных строительных материалов, пригодных для постройки крыльца своими руками, является бетон.

Советы по габаритам и некоторым другим нюансам

Когда вы будете выбирать ширину лестницы, помните, что их минимальная ширина должна быть не меньше 80 см. Этого вполне достаточно, чтобы прошел один человек. Два человека смогут разойтись на крыльце, если его ширина будет составлять один метр. Также габариты и отделка могут выбираться, исходя из дизайна дома или придомовой территории.

Лучше всего делать нечетное число ступеней, так как это позволит человеку окончить подъем или спуск с той же ноги, с которой он начинал его. При этом помните, что поверхность ступеней и крыльца в целом должна иметь небольшой уклон для того, чтобы вода стекала вниз.

Советы по габаритам и некоторым другим нюансам

Стандартное число ступеней для крыльца из бетона – три, пять или семь.

Высота каждой ступени составляет, как правило, около 15-20 см, глубина при этом не превышает 30 см. Если глубина получится больше 30 см, по лестнице просто будет неудобно подниматься или спускаться. Если все же ступеньки на вашей лестнице получились большего размера, обязательно предусмотрите ограждения в виде перил. Но если количество ступеней минимальное, то перила не нужны. Разве что они будут играть роль эксклюзивного декора. Высота перил должна составлять в среднем от 80 до 100 сантиметров.

Пошаговая инструкция

Для того чтобы максимально полно представить информацию о том, как сделать крыльцо из бетона, нужно сразу оговориться, что как и любой из этапов строительства, самостоятельную постройку входной лестницы необходимо проводить в несколько частей.

  • Подготовка. На этапе подготовки должен быть произведен предварительный расчёт предполагаемого количества материалов, необходимых для возведения бетонного крыльца. А также стоит изготовить чертёж будущей постройки, в котором следует отразить не только размеры, но и примерный внешний вид конечного результата.
  • Этап земляных работ. После окончания подготовительного этапа можно переходить к проведению земляных работ. Они заключаются в разметке участка, предполагаемого под застройку и последующем рытье котлована под фундамент. К слову говоря, наиболее целесообразным вариантом изготовления фундамента под крыльцо будет фундамент-плита. После того, как котлован вырыт, на его дно насыпается слой песка толщиной около 15 см, который утрамбовывается, после чего насыпается такой же слой щебня. Эти прослойки послужат своеобразной подушкой, не только защищающей бетон от влаги, но и предотвращающей его возможные деформации.
  • Монтаж опалубки. Следующим шагом в построении бетонного крыльца является сооружение опалубки. Для этих целей обычно используются обрезные доски и листы фанеры. Их необходимо вкопать в землю на некоторую глубину, по периметру будущей лестницы. Высота опалубки должна быть на несколько сантиметров выше предполагаемой высоты ступеней и основания крыльца и повторить их контур.
  • Вязка арматуры. Когда опалубка будет выполнена, необходимо связать из арматуры каркас будущего крыльца внутри неё. Для этих целей арматура укладывается крест-накрест таким образом, чтобы получилась ячейка, равная примерно 30 см. Скреплять прутья необходимо при помощи вязальной проволоки.
  • Заливка. После сооружения арматурного каркаса можно переходить к самостоятельной заливке самого крыльца. Для этих целей используется цементно-песчаная смесь с добавлением некоторого количества щебня. Смесь необходимо равномерно распределить по всему объёму каркаса. Для удаления воздушных пузырей внутри уже залитого раствора обычно используется специальный вибратор. После чего внешнюю поверхность окончательно разравнивают и оставляют до полного высыхания. Обычно это время составляет около месяца. Для того, чтобы максимально предотвратить возможное негативное воздействие ультрафиолета или атмосферных осадков, залитую поверхность необходимо укрыть непрозрачной плёнкой.
  • Заключительный этап. После окончательного застывания бетона можно произвести монтаж перил для лестницы. Для этих целей подойдут, как металлические элементы, так и деревянная конструкция. В любом случае, после изготовления этого элемента конструкции, его нужно обработать специальными составами, которые будут бороться с негативным воздействием влаги и перепадов температур. Также в зависимости от желания можно изготовить небольшой навес над ступеньками, чтобы ещё больше продлить срок службы бетонного крыльца. В качестве одного из возможных вариантов изготовления такого козырька может выступать монтаж металлических опор. Верхние элементы можно изготовить из профильной трубы при помощи трубогиба. Сверху на них укладывается подходящий по размеру лист поликарбоната. В итоге при минимуме затрат получается достаточно прочная и эстетичная конструкция.
Читайте также:  Каким должен быть угол наклона лестницы?

Заключая вышеизложенное, можно лишь добавить, что при должной сноровке и наличии желания построить крыльцо из бетона под силу практически каждому человеку. При необходимости можно ознакомиться с необходимым количеством интересующей информации, которую можно найти как на просторах всемирной паутины, так и в старых добрых справочниках. В пользу самостоятельного выполнения данного вида строительных работ говорит и тот факт, что он не требует ни применения сложных технологий, ни использования редких или дорогостоящих материалов. Конечно, какие-то вложения неизбежны, но это с лихвой окупается тем, что любая работа, выполненная самостоятельно и ответственно, всегда будет ценима и будет предметом особой гордости любого хозяина.

Размеры крыльца

Как правило, крыльцо имеет несколько ступеней (см. Ступени для крыльца: оригинальное оформление парадного входа). Для последующих работ необходимо определить оптимальные габаритные размеры. Воспользуемся рекомендациями строительных норм и правил и технических указаний.

Сначала определитесь с шириной лестницы:

  • для прохода одного человека без затруднений необходимая ширина лестницы 0,8 м;
  • для того чтобы два человека могли разойтись на крыльце — 1,0 м

Это минимальные размеры, которые вы можете увеличивать. Уменьшать тоже можно, вам же надо будет проходить экспертизу, но это повлечет за собой некоторые неудобства в эксплуатации. Желательно придерживаться размеров, взятых из строительных нормативных документов.

Каков должен быть угол наклона: не более 45° и не менее 26° 40′ или рекомендованный уклон от 1:1 до 1:2. Наиболее оптимальный уклон варьируется от 1:2 до 1:1,75. Число ступеней лучше делать нечетное, людям удобно начинать и заканчивать движение одной и той же ногой.

Ширина ступени должна быть 25 см, высота ее — от 12 см до 20 см. Постарайтесь рассчитать высоту так, чтобы она была примерно одинаковой, плюс-минус 0,5 см. Это поможет выдержать уклон лестницы. Так называемое нависание ступеней не должно превышать 3 см.

Верхняя площадка должна быть чуть ниже торца двери (примерно на 5 см), а ее площадь достаточная для беспрепятственного открытия.

Совет. Перед началом строительных работ желательно сделать эскиз крыльца. По нему будет легче вести работы. Вы правильно рассчитаете все размеры ступеней и верхней площадки. Устройство бетонного крыльца вести по чертежам будет намного проще, нежели без них.

Схема крыльца из кирпича

Далее каждая следующая ступень вырисовывается в соответствии с формой крыльца, указывается ширина, высота одного уровня. Стандартной высотой одной ступеньки считается 15 см, что равняется двум рядам кирпичной кладки. Рекомендуется делать нечетное количество ступеней, а площадка должна быть достаточно просторной для того, чтобы человек смог беспрепятственно открыть дверь, не спускаясь ниже.

Использование керамики позволяет легче сориентироваться при закупке: выбранный размер будет един для всей партии. Можно считать параметры уже не в метрах или сантиметрах, а блоками.

Допускается перепад высоты при входе/выходе не более, чем на 5 сантиметров. Ширина подступа должна составлять, как минимум, 1,5 величины дверного проема, чтобы было удобно заходить.

Формирование основной площадки предусматривает небольшой уклон, максимум до 5 градусов, по направлению от двери, чтобы вода не застаивалась, а быстро стекала. Толщина рекомендована около 10 см, где поверхность является стяжкой, налитой поверх основания.

Если дверь расположена высоко, то на каждые 60 см пространства должно быть, как минимум, две ступени. Наиболее комфортной является высота одной ступени 15-18 см.

Сооружение крылечной лестницы предусматривает наличие угла подъема/спуска, который не должен превышать 45-50 градусов для удобного и безопасного перемещения.

Чтобы на ступеньках не задерживалась влага, рекомендуется выдерживать уклон по направлению от здания в размере до 3 градусов.

Как застеклить крыльцо самостоятельно

Самый распространенный вариант — это закрытое крыльцо. Большой популярностью в этом случае пользуется бетонный и каменный фундамент вместе с козырьком и лестницей, при этом обязательно прикрепленный на сваи.

Как застеклить крыльцо самостоятельно

При помощи уголков, которые должны совпадать с высотой свай в козырьке, формируется каркас. Их хорошо приваривают к сваям, а затем вставляют двойные рамы из дерева со стеклом.

Как застеклить крыльцо самостоятельно

Стеклянный лист может быть абсолютно любой высоты, однако ширина не должна быть больше чем 120 см, потому что парусность данного стекла высока и даже легкий ветер может сильно повредить его.

Как застеклить крыльцо самостоятельно

Если пустота между сваями оказалась больше одного метра, то разбейте их псевдосваями. Чтобы это сделать, вверху и внизу к концу свай приваривают уголок приступком вовнутрь, а затем между ними — двойной угол, который сформирует псевдосвай. Аналогично нужно разделить высоту, которая формирует горизонтальную балку из нескольких сдвоенных уголков. Благодаря этому значительно снизится нагрузка на стекло, а сама конструкция будет смотреться легкой и красивой.

Материал для изготовления крыльца

  • Цемент марки 400
  • Песок, желательно речной (более устойчив к влаге)
  • Щебень мелкой или средней фракции
  • Материал для внешнего покрытия
  • Опалубка или составляющие для нее
  • Определение размеров и разметка территории
Читайте также:  Особенности правильной отделки лестницы ламинатом

Размер крыльца зависит от ваших пожеланий. Однако следует учитывать несколько факторов. Во-первых, крыльцо не должно быть слишком маленьким. Ведь это не красиво и не удобно в использовании. Установите такой размер крыльца, который был бы пропорционален размеру дома. Стоит учесть и количество людей, которые будут регулярно ним пользоваться. Если семья большая, то крыльцо «на одного» будет не очень удобным.

Разметка начинается с выявления центра окружности. Это должна быть точка ровно по центру линии входной двери. От правильного определения центра окружности зависит то, насколько симметричным будет готовое крыльцо. От точки необходимо начертить радиус окружности. Можно сделать это циркулем на бумаге, а уже потом перенести на рабочую поверхность в нужном размере.

Если подъем входной двери позволяет, можно будет сделать несколько ступенек крыльца. Чтобы планировать дальнейшие действия, нужно измерить расстояние от земли до нижней части двери. Исходя из этого, вам станет понятно, сколько ступеней, а значит и сколько слоев крыльца нужно будет сделать. Конечно, в идеале, ступеньки должны быть одинаковыми для удобства эксплуатации.

Нормой являются такие размеры ступеней:

  • Ширина от 27 до 32 см;
  • Высота от 15 до 18 см.

Как выполнить монолитные ступени своими руками

Домашних мастеров часто привлекает устройство монолитного крыльца из бетона. Не все применяют этот способ строительства, так как пугают объемы работ, которые следует выполнить в короткое время.

Как выполнить монолитные ступени своими руками

Монолитное бетонное крыльцо

Порядок работ следующий:

Как выполнить монолитные ступени своими руками
  1. Начинаются бетонные работы с отрывки небольшого котлована. Цель этой работы – создание надежной подушки для будущего изделия. Заливать можно и обычный грунт, но гарантировать, что не возникнут просадки грунта, никто не может. Глубина обычно равна или чуть больше глубины промерзания в зоне строительства.
  1. На дно насыпается песок слоем 20 см, проливается водой и трамбуется. Затем засыпается щебень, его также утрамбовывают. Толщина слоя такая же, как и у песка в подошве фундамента.

    Устройство фундамента для крыльца

Как выполнить монолитные ступени своими руками
  1. Чтобы предотвратить влияние влаги из почвы периметр котлована обкладывается гидроизоляцией, чаще всего используют рубероид. Внутрь вставляют арматурную сетку. Она придаст основную прочность бетонному основанию.

    Армирование фундамента

  1. Вот теперь можно заливать бетонную смесь. Обычно используют бетон марки М100. Такой бетон в течение десятков лет служит, не разрушаясь от внешних воздействий.

    Бетонная смесь М100

Как выполнить монолитные ступени своими руками
  1. После заливки фундамента нужно дать возможность набрать предварительную прочность. Реально бетонная смесь ее приобретает только через 28 дней, но дальнейшие работы можно начинать через три-четыре дня, так как к этому периоду будет набрано не менее 50 % от расчетной прочности. Конечно, можно и подождать, но лето у нас не столь продолжительное.
  1. Выше фундамента строится опалубка. Именно она и определяет вид будущих бетонных ступеней. Выдерживая нужные размеры, создают условия для получения нужной конфигурации лестницы и параметров готового изделия. При создании опалубки предусматривают условия её последующего снятия без нанесения повреждений бетону. Поэтому опалубку собирают на саморезах или болтах.

    Опалубка крыльца

Как выполнить монолитные ступени своими руками
  1. Когда опалубка готова, то проверяют ее жесткость. Известно, что при заливке бетонной смеси динамика воздействия на стенки весьма высока, легко разрушить слабое место. Если имеются слабые места, их дополнительно усиливают контрфорсами.

    Контрфорсы для опалубки

  1. Внутрь устанавливается сетка или арматурный каркас. Его собирают из отдельных элементов арматуры, перевязывая проволокой. Не сваривают, а именно связывают прутки арматуры. Это позволяет не создавать внутренние напряжения в каркасе.

    Армирование опалубки

Как выполнить монолитные ступени своими руками
  1. Заливка – это завершающая работа при возведении бетонного крыльца. Ее следует организовать так, чтобы залить монолит в один раз. При заливке бетона используют вибраторы, которые помогают устранить воздух из смеси. При отсутствии вибраторов используют метод штыкования. На поверхности образуется пена от поднимающихся снизу газов.

    Заливка бетонной смеси в опалубку

  1. Готовую отливку увлажняют в течение недели, что позволяет основной массе связующих материалов полностью вступить во взаимодействие с наполнителями. Это увеличит прочность монолита. Через неделю можно разобрать опалубку.

    Разборка опалубки

Как выполнить монолитные ступени своими руками
  1. После разборки станут видны погрешности бетонирования. Их несложно устранить, затирая раствором. На влажных стенках затирка легко вступает во взаимодействие с основной массой, после полного высыхания они не отличается от монолита.

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

Теория — это только теория и в строительстве тоже. Всегда лучше понимаешь суть дела, если наблюдаешь за процессом самостоятельно, ведь можно увидеть как делают другие и что-то почерпнуть для себя.

По просьбе родителей была сделана точная копия старого крыльца. Разница лишь в том, что для нового сварен каркас из металла.

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

Это старое крыльцо

На месте снесенного крыльца вырыт котлован глубиной 25 см. На дно послойно засыпан и утрамбован песок, на него — щебень — по 10 см. Поверху уложена металлическая сетка с ячейкой 10 см и все это залито бетоном.

Плита под крыльцо

По прежним размерам крыльца сварен металлический каркас (из уголка 70*5 мм). Боковины выставлены вертикально и закреплены на шпильки. Далее к ним приварена основа под скамейки. Весь металл обработан преобразователем ржавчины, покрыт грунтом и дважды покрашен.

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

Привариваем, грунтуем и красим основу для скамеек

Читайте также:  Прихожая с лестницей: ТОП-100 фото идей дизайна

Древесина использовалась для строительства сухая. Струганные доски нарезали по размеру (ширине крыльца) и обработали пропиткой для прямого контакта с грунтом.

Древесина сохнет после пропитки

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

Просохшие доски настилаем на каркас. Под каждое крепление приходится сверлить отверстие — уголок просто так не возьмешь.

Начата обшивка крыльца досками

На этом этапе совершены сразу две ошибки. Первая — обшивка начата не с боковин. Сразу стали настилать ступени. В результате в стыки боковой обшивки и ступеней постоянно затекает вода и древесину корежит. Надо начинать обшивку с боков, а ступени делать чуть длиннее, чтобы они выступали за боковую обшивку хоть на пару сантиметров. Вторая ошибка — доски на крыльце уложены вплотную друг к другу. При повышенной влажности они разбухают и поверхность становится неровной. При укладке обшивки крыльца делайте зазоры хотя бы 5-8 мм.

Процесс обшивки

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

После того как все доски закреплены, их шлифуют. Сначала ленточной шлифовальной машинкой с грубым зерном, затем — дисковой с тонким. Процесс длительный. Параллельно решается задача — убрать зеленый цвет пропитки. Он не перекрывается даже тремя слоями тонировки.

Шлифовка поверхности досок для приемлемой гладкости

После шлифовки — начинаем покраску. Трижды наносим. Каждый слой после полного высыхания предыдущего. В результате цвет — темный махагон.

Деревянные части покрываются защитным составом

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

Это уже три слоя краски

Пока краска сохнет окончательно, приступаем к изготовлению скамеек. Под них нарезаем доски, стачиваем косую фаску (для красоты), покрываем пропиткой.

Доски для скамеек

Спинки делаем с небольшим декором — скругления по краям.

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

По шаблону размечаем красоту

По намеченным линиям пилим лобзиком, потом шлифуем до гладкого края.

Вот такая получилась скамейка на крыльце

Фотоотчет: деревянное крыльцо на металлическом каркасе

Боковины зашиты фанерой, которую покрасили в тот же цвет. Крыльцо готово.

Готовое деревянное крыльцо своими руками — вид сбоку

Фибра полипропиленовая

Универсальное полипропиленовое армирующее волокно для добавки в раствор. Подробнее

Какие преимущества вы получите, применяя фибру Cemmix:

  1. более прочный и долговечный бетон;
  2. повышенная на 40–60 % устойчивость к истиранию;
  3. повышенная ударная вязкость (это значит, что крыльцо не расколется, если на него упадет тяжелый предмет, появится только вмятина);
  4. практически отсутствующая усадка материала, снижение риска трещин.

Также повышается плотность, морозостойкость, огнестойкость бетона.

Советуем изучить вопрос более детально: Для замены арматуры

Какую бы простую конфигурацию крыльца вы ни выбрали, оно все равно является изделием сложной формы. А это значит, что нужно постараться, чтобы бетонная смесь плотно и без пустот заполнила опалубку.

Фибра полипропиленовая

Раствор бетона для заливка ступеней крыльца замешивается довольно густым, его класс по подвижности — П3; уложить такой бетон в сложную по форме опалубку без тщательной виброобработки невозможно, если только не добавить в смесь пластификатор, например, CemPlast или Plastix. При добавлении пластификатора подвижность смеси повышается до П5, и ее можно заливать без дополнительного уплотнения. Бонусом будет ровная поверхность.

К достоинствам этих добавок также относятся:

  1. экономия, как минимум, 10% цемента;
  2. снижение водопотребности бетонной смеси;
  3. более простое смешивание, отсутствие расслаивания смеси;
  4. увеличение срока жизни раствора (что особенно полезно, когда работы ведутся вручную);
  5. увеличение прочности бетона (ранней — на 10–25%, марочной — на 10–20%);
  6. уменьшение усадки;
  7. повышение прочности и долговечности бетона.

Много ли цемента можно сэкономить, используя пластификатор? Давайте посчитаем. Предположим, что длина и ширина площадки составляют 1 м; высота крыльца — 1 м. У такого крыльца будет 4 ступени шириной по 30 см (последняя 5-я ступень — площадка). Чтобы залить такое крыльцо, потребуется приблизительно 1,5 куба бетона, для приготовления которого нужно, минимум, 420 кг цемента. При добавлении CemPlast или Plastix можно сэкономить 40–60 кг цемента без потери прочности.

Подготовка площадки к проведению работ

Для ответа на вопрос «как залить ступени для вашего крыльца» нужно ознакомиться с технологией выполнения операции. Начинать следует с выравнивания и разметки площадки. Для проведения земельных работ своими собственными руками потребуются совковые и штыковые лопаты, а также рулетка, колышки и шнур. При закладке прямоугольного основания крыльца необходимо обязательно проверять диагонали.

На размеченном участке производится выборка грунта на глубину не менее 250-300 мм и насыпается песчаная подушка. Слой выравнивается и уплотняется путем увлажнения и утрамбовки при помощи специального приспособления. Для армирования основания крыльца и укрепления формируемых своими руками ступеней применяется стальной прут. Конструкция, повышающая прочность, изготавливается с применением сварки или путем вязки проволокой и устанавливается перед заливкой лестницы бетоном.

Подготовка площадки к проведению работ

Присутствие арматуры повышает надежность конструкции

Следующим этапом выполняется изготовление и установка опалубки. Качественная заливка ступеней бетоном, цена которой будет минимальной, возможна только при выполнении всех операций собственноручно. Опалубка делается из обрезных досок толщиной в 25 мм и более, для соединения которых используются гвозди и брус. Ширина деталей опалубки должна быть равна высоте ступеней, а горизонтальность верхних кромок следует проверять уровнем. Доски устанавливаются и удерживаются руками, а затем прибиваются к каркасу.