Как сказал однажды Влади из небезызвестной группы «Каста», “что-то модно, а что-то - вечно”. Так вот, люди, о которых ниже пойдет речь, и относятся к категории вечного – того, о чем и спустя много лет можно будет сказать «не забыли, конечно, помним!».
…два обычных чернокожих подростка, Джонатан Дэвис (Jonathan Davis) и Мэлик Тэйлор (Malik Taylor), вместе росли и учились в Куинсе. А в один прекрасный день, в одном из нью-йоркских вузов, Дэвис (Q-Tip) и Тэйлор (Phife Dawg a.k.a. Five Foot Assassin a.k.a. The Five Footer) встретили Ади Шахида Мохаммеда (Ali Shaheed Muhammad a.k.a. Mr. Muhammad). В то время Q-Tip выступал один, под ником MC Love Child, но время от времени брал себе в партнеры Али, и они выступали дуэтом МС-DJ. Phife же в то время больше увлекался баскетболом, чем хип-хопом, и даже всерьез задумывался о профессиональной спортивной карьере. Правда, частенько он записывал демки с друзьями (называя себя Crush Connection), но присоединился к группе уже после Jarobi White`а, превратив ее таким образом в «квартет» (Джароби стал членом группы в 1989 году). Название же группы – A Tribe Called Quest – было придумано участником коллектива Jungle Brothers (а именно – Afrika Baby Bam`ом), который учился с парнями из A Tribe в одной школе. А на дебютном альбоме Jungle Brothers, под названием “Straight Out The Jungle” (на треках “Black Is Black” и “The Promo”), гостем стал Q-Tip. Шел 1988-й год…
Дружественная атмосфера конца 80-х, ощущение единства, безусловно, благотворно сказывались на развитии хип-хоп музыки. Также свою положительную роль играла и своеобразная рэп-тусовка Native Tongues, в которую влились и Jungle Brothers, и De La Soul, и A Tribe Called Quest. Тот же Afrika Baby Bam познакомил Q-Tip`а с легендарными De La Soul. Это произошло во время записи ремикса на трек Де Ла Соул “Buddy” (produced by Prince Paul). Во многом благодаря успешному сотрудничеству Q-Tip`а с мэтрами того времени, а также благодаря его отличному стилю рифмования, A Tribe Called Quest привлекли к себе внимание ряда звукозаписывающих лейблов, в числе которых был и Geffen Records. Но сотрудничество с Geffen не удалось: группа выпустила демо, состоящее из пяти треков (среди них – “Description Of A Food”, “I left My Wallet In El Segundo” и “Can I Kick It?” – треки, впоследствии вошедшие в альбом), а лейбл отказался подписывать долгосрочный контракт. Парни получили ряд приглашений от компаний различной известности и величины, но в итоге остановили свой выбор на независимом лейбле Jive Records, к тому времени успевшем поработать с Boogie Down Productions, Too Short и др.
Первый альбом не заставил себя долго ждать: менее чем за год ATQC сваяли и выпустили “People`s Instinctive Travels And The Paths Of Rhythm” (1990), под руководством DJ Red Alert. Сразу надо сказать, что на следующий год группу покинул Jarobi White, не зачитавший на альбоме ни в одном треке, но автор концепций таких композиций, как “I left My Wallet In El Segundo” и “Can I Kick It?”. Но впоследствии Jarobi появлялся в некоторых клипах A Tribe, а также на сцене, в частности – в 2006-м году, во время выступления ATCQ на 2K Sports Bounce Tour. А что касается альбома – он получил очень лестные отзывы как от критиков, так и от аудитории (в том числе 5 баллов из пяти от “the Source”), хотя продажи нельзя назвать высокими. Статус «золотого» “People`s Instinctive Travels And The Paths Of Rhythm” получил лишь в 1996-м году. Всяческих похвал удостоилось как звучание альбома, так и его содержание: здоровое чувство юмора, лиричность, затрагивание серьезных тем. Джон Буш (John Bush) из организации Allmusic писал: «Возможно, на своей дебютной пластинке ATQC слишком много экспериментировали, но в большинстве своих начинаний они преуспели». Но, несмотря на все это, на протяжении некоторого времени ATQC все же находилась в тени De La Soul и Jungle Brothers. Лишь после выхода синглов “Bonita Applebum” и “Can I Kick It?” начался рост популярности группы, что и привело к получению «дебютником» золотого статуса. Кстати, в скором времени у группы сменился и менеджер – вместо DJ Red Alert`а им стал Chris Lighty.
После выхода “People`s Instinctive Travels…” ATCQ не только работали над вторым альбомом, но и продолжали успешное сотрудничество с другими исполнителями – в частности, они «засветились» на сингле от De La Soul под названием “A Roller Skating Jam Named “Saturdays”” (1991). И вот, в том же 1991-м, в свет выходит новая пластинка от A Tribe: “The Low End Theory”. Переплетение голосов Phife`а и Q-Tip`а, шикарные джазовые сэмплы (а в треке “Verses The Abstract” участие принял настоящий джаз-басист – Ron Carter), талантливые гости (Busta Rhymes, Diamond D, Lord Jamar и Sadat X из Brand Nubian, Dinco D) и отменная лирика вкупе помогли появиться настоящему шедевру. 5 баллов из пяти от Allmusic, Rolling Stone и The Source – это о чем-то говорит, не так ли? Альбом одновременно унаследовал черты «пионеров» - Jungle Brothers и стал провозвестником новой волны исполнителей, типа Common`а и The Roots. А Трек “Scenario” фактически проложил дорогу в мейнстрим Басте Раймсу, частично благодаря успеху клипа на этот трек на MTV. Расширилось и лирическое содержание альбома: парни затронули такие темы, как нечистые манипуляции в музыкальной индустрии, жестокость в хип-хопе, тяжелая жизнь женщин и… красота джаза: трек “Jazz (We`ve Got)”, вышедший примерно через месяц после релиза альбома в качестве сингла. Другие синглы с “The Low End Theory” – “Check The Rhyme”, появившийся в преддверии альбома, и “Scenario” (1992).
В 1995-м году второй альбом ATCQ стал платиновым, а в 2006-м американский журнал Time включил его в список ста лучших альбомов всех времен и народов. Кстати, когда Барри Вейс (Barry Weiss), президент Jive, в первый раз послушал альбом, его прогнозы были весьма неутешительными: он считал, что с точки зрения критики и продаж не миновать настоящего фиаско. Однако в «Q-Tip`а и его команду», к счастью, верили, и альбом вышел в свет практически без изменений.
Год 1992-й ознаменовался выходом сингла “Hot Sex” как саундтрека к фильму “Бумеранг” ”Boomerang” с Эдди Мерфи, но не все на пути ATQC было гладко. Так, обострились отношения с группой Wrecks-N-Effect, которые восприняли некоторые строчки трека “Jazz (We`ve Got)” как выпад в свою сторону. Дело закончилось потасовкой, в которой особенно досталось Q-Tip`у: он повредил глаз и, чтобы скрыть рану, стал надевать вязаный шлем – балаклаву. Вскоре после этого Q-Tip`а пригласили сыграть эпизодическую роль в фильме Джона Синглтона (John Singleton) “Poetic Justice”, где также снимались Джанет Джексон и Тупак Шакур. Сотрудничество Джонатана и Джанет переросло в дружбу, а впоследствии они даже записали совместный трек – “Got `Til It`s Gone”, вошедший в альбом Джанет “the Velvet Rope” (1997). Позднее Q-Tip`а неоднократно приглашали на более важные кинороли, что способствовало развитию его актерского дарования.
В ноябре 1993 года вышел сингл “Award Tour” (при участии Trugoy The Dove из Jungle Brothers) с грядущего третьего альбома ATQC (“Midnight Marauders”), релиз которого состоялся несколько дней спустя. Сказать, что альбом ждали – ничего не сказать. Публике было интересно, смогут ли парни дальше сочетать качество с коммерческим успехом. Ажиотаж наблюдался и в среде критиков. И обе стороны не ошиблись. Entertainment Weekly писал, что альбом «был таким же свежим по звучанию, как и дебютный… Phife`у и Q-Tip`у не нужно рэпповать о пушках и ругаться матом, чтобы привлечь внимание публики». Allmusic выставил альбому «пятерку», Rolling Stone – 4,5, а The Source – 4 балла. “Midnight Marauders”, так же как и предыдущие два альбома ATQC, вошел в список ста лучших рэп альбомов по версии The Source, став, кроме того, платиновым. Заслуживает внимания и дизайн обложки: на ней, а так же на задней и внутренней частях, изображены лица 71 человека, имеющих непосредственное отношение к хип-хоп культуре, люди, которым ATQC выражали отдельное уважение: В их числе Afrika Bambaataa, Beastie Boys, Busta Rhymes, Chuck D, De La Soul, Del Tha Funky Homosapien, Grandmaster Flash, Jungle Brothers, Large Professor, MC Search, Lords Of The Underground, The Pharcyde, Organized Konfusion, Souls Of Mischief и другие. Идея подобной обложки заключается в попытке создать музыкальный образ того времени: в 1967 году примерно в том же духе была выдержана обложка альбома The Beatles – “Sgt. Pepper`s Lonely Hearts Club Band”. Это изображение (с“Midnight Marauders”) стали активно копировать на одежде (в частности на футболках) и обуви (знаменитые кроссовки Air Jordans).
Продажи “Midnight Marauders” были выше, чем на остальных альбомах ATQC: более трех миллионов копий. Группа стала чувствовать себя вольготнее в финансовом отношении, поэтому-то Ali, Q-Tip и Phife позволили себе небольшую передышку перед тем, как начать работать над следующей пластинкой. Q-Tip, например, продюсировал треки для других исполнителей. В числе его продюсерских работ того времени – “One Love” (Nas), “Illusions (Remix)” (Cypress Hill), а также три трека с “The Infamous” от Mobb Deep. Также тот период ознаменовался для Джонатана увлечением религией и даже переходом в ислам. Но хотя он и сменил имя на Kamal Fareed, все равно он оставался Q-Tip`ом. Тем временем другие участники группы плотно занимались сотрудничеством с другими исполнителями: Phife «засветился» в альбоме “Crazy Sexy Cool” женской R&BHip-Hop группы TLC, Ali же работал с такими исполнителями, как D`Angelo, Shaquille O`Neil и Gil Scott-Heron. В один прекрасный день друг Q-Tip`а, Эмп Фидлер (Amp Fiddler), познакомил его с молодым продюсером из Детройта по имени Джеймс Янси (James Yancey), болен известным как Jay Dee или J Dilla. Последний произвел впечатление на Q-Tip`а, и тот решил взять Диллу «под свое крыло», незамедлительно представив его своим сотоварищам. Была выдвинута и поддержана идея о формировании своеобразного продюсерского объединения, куда вошел бы и Дилла. Это объединение было создано и получило название The Ummah. Отныне именно оно взяло на себя ответственность за продакшн на последующих альбомах ATQC. Но до появления четвертого альбома парни успели выпустить пластинку под названием “Revised Quest for the Seasoned Traveller” (компиляция, состоящая из ремиксов и би-сайдов) и попасть на сборник “The Show: The Soundtrack” (1995), инициатива создания которого принадлежала Расселу Саймонсу (Russell Simmons) с Def Jam.
А через год пришло время и для четвертого альбома, имя которому – “Beats, Rhymes and Life”. И этот альбом стал очень важным в истории группы. Во-первых, слушатели отметили изменение звучания: радостная, позитивная атмосфера предыдущих релизов уступил место более жесткой. Во-вторых, несмотря на прохладные отзывы критиков, “Beats, Rhymes & Life” побывал на 1-м месте в чарте Billboard 200, был номинирован на премию Grammy (в 1997-м) и получил платиновый статус (в 1998-м). С этим альбомом связан интересный конфуз: в 6-ти треках из 15-ти принимал участие рэппер Consequence (двоюродный брат Q-Tip`а), так что это породило слухи о вхождении Consequence в состав группы. Впоследствии Phife вспоминал, что именно в связи с 4-м альбомом между членами ATQC начало возникать некоторое отчуждение: «Если я считал “Midnight Marauders” буквально своим детищем, то с “Beats, Rhymes & Life” такого ощущения уже не было. Q-Tip и Ali приняли ислам - а я нет. Кто считает музыку работой, обязанностью – ну типа как налоги заплатить. Я никогда не считал музыку только работой. Парни могли сидеть на студии весь день, а когда я прилетал на самолете из Атланты в Нью-Йорк и мчался туда – там уже никого не было. Они с легкостью заканчивали записываться, не поставив меня в известность. Казалось, что кто-то занял мое место. Но все же я не терял присутствия духа». После окончания работы над четвертым альбомом, A Tribe записали одну композицию для саундтрека к фильму «Люди в черном», а также выпустили EP “The Jam”, состоящий из 4-х треков. Также 1997-й год ознаменовался первым с 1989 года одновременным появлением всех трех групп Native Tongues, когда Jungle Brothers пригласили и ATQC, и De La Soul поучаствовать в записи ремикса “How Ya Want It We Got It”, со своего альбома “Raw Deluxe”. The Ummah тем временем продолжал продюсерскую работу с такими исполнителями, как Janet Jackson, Keith Murray, Faith Evans и Whitney Houston.
Через два года после выхода “Beats, Rhymes and Life”, в 1998-м, парни выпустили свой пятый и на данный момент последний альбом – “The Love Movement”. Причем об окончании совместной работы они объявили еще до релиза, немало удивив фанов, так как о размолвке ничто ничего не знал. В “The Love Movement” вернулось былое звучание, та позитивная, оптимистичная атмосфера первых трех альбомов, за которую ATQC так полюбилась критикам – поэтому на сей раз они были более благосклонны. В Billboard 200 альбому удалось добраться до третьей позиции, а в 1999-м году он был номинирован на Grammy в номинации «Лучший рэп-альбом». Но платины “The Love Movement” так и не получил, «ограничившись» золотом. После выхода этой пластинки пути Ali, Q-Tip`а и Phife разошлись. Говорили, что участники группы, будучи развитыми в творческом плане людьми, решили заняться сольными карьерами, но, скорее всего, они просто перестали ладить друг с другом.
Q-Tip выпустил первую сольную пластинку (“Amplified”, лейбл – Arista Records) уже в 1999-м, и она получила статус «золотой». Продакшн осуществляли сам Q-Tip с Jay Dee, а также DJ Scratch. Следующий релиз так и не состоялся: записанный к 2002-му году второй альбом, “Kamal The Abstract”, где Q-Tip не только читал, но и пел, сосредоточив внимание на живой музыке и довольно абстрактном звучании, не убедил лейбл в возможном коммерческом успехе, и поэтому был отложен. И лишь в сентябре 2009-го года он выйдет в свет, уже под эгидой Battery Rec. 2005-й год – и новый конфликт Q-Tip`а с Arista, вызванный отказом лейбла выпустить новый альбом “Open”. После этого, собственно, Q-Tip и покинул Arista, заключив через некоторое время контракт с Motown/Universal, где в 2008-м году был выпущен “The Renaissance”.
Что касается Phife`а – то, после распада ATQC, он критиковал Q-Tip`а яростнее других. Трек “Flawless”, с сольника Phife`а “Ventilation: Da LP” (2000, Groove Attack Records), многие даже расценивали как дисс в его сторону и критику по отношению к Jive. А сам альбом получил прямо-таки противоположные отзывы: некоторые называли его слишком неоднообразным, вялым по продакшну и т.д., а другие напротив хвалили как звук, так и лирику и ритмику. Продакшн, кстати, осуществлялся как самими Phife`ом, так и DJ Hi-Tek`ом и «вездесущим» Jay Dee.
А Ali Shaheed Muhammad довольно скоро соскучился по работе в команде, что привело к образованию группы Lucy Pearl, куда кроме Ali вошли Raphael Saadiq (из группы Tony! Toni! Tone!) и Dawn Robinson (из En Vogue). В 2000-м году состоялся релиз одноименного альбома, получившего через несколько месяцев статус «золотого». В том же году, после конфликта между Saadiq`ом и Dawn, место последней занял Joi, хотя эта «перестановка» по сути не имела особой важности: первый альбом от Lucy Pearl стал единственным. Релиз же сольного альбома Ali тоже все-таки состоялся: в 2004-м году слушатели смогли оценить его “Shaheedullah And Stereotypes”
И все же объединение группы произошло. 13 ноября 2004 года ATQC выступили в качестве хэдлайнера на фестивале Rock The Bells в Калифорнии. В ту ночь скончался Ol` Dirty Bastard, и группа выразила свои искренние соболезнования остальным членам Wu-Tang Clan. Затем, конечно, последовал двухчасовой концерт. В 2006-м году A Tribe также дали несколько концертов в Штатах, Канаде и Мексике, а также приняли участие в фестивале Bumbershoot (Сиэттл). Но что касается нового, шестого альбома, который кстати они «задолжали» Jive согласно контракту, - то здесь все довольно сложно. Phife и поэтому поводу сказал свое веское слово: «Судите сами: когда мы начинали работать вместе, нам было лишь по 18-19 лет. Когда мы разошлись, нам было 28. Сейчас нам 35-36. Само пребывание на студии теперь стало иным. Конечно, мне интересно, на что сейчас способен Q-Tip – все это должно быть на гораздо более высоком уровне. Но все равно мы уже не те, какими были раньше. Во-первых, надо сработаться, а во-вторых… мы так долго пытались собраться вместе, что про шестой альбом могу сказать только одно: я не думаю, что это когда-либо произойдет».
Translated by Vagrant for G-Rap.ru